Пт. Ноя 22nd, 2024

Фото: Carlos Becerra / Bloomberg

Внешний долг Венесуэлы — государственный и частный — на конец 2018 года составил почти $156 млрд, подсчитал вашингтонский Институт международных финансов (IIF, данные есть у РБК). Внешний долг увеличился в 2,5 раза по сравнению с показателем 2007 года ($62 млрд).

Венесуэльское правительство не публикует данные о внешнем долге. Центробанк Венесуэлы прекратил раскрывать макроэкономические показатели на постоянной основе после того, как к власти в 2013 году пришел Николас Мадуро. МВФ в мае 2018 года вынес Венесуэле официальное неодобрение в связи с отсутствием экономической статистики. У страны даже нет надежно измеренного ВВП за последние годы.

Старший научный сотрудник Центра по новой американской безопасности (CNAS) Рэйчел Зимба сказала РБК, что считает оценку IIF «надежной». По ее собственным прикидкам, объем венесуэльского долга (включая обязательства по арбитражным разбирательствам о национализации активов) близок к $150 млрд.

Долг в 8 раз выше экспорта

  • Свыше 90% внешнего долга Венесуэлы ($144 млрд) — это задолженность центрального правительства и государственной нефтекомпании PDVSA, следует из данных IIF.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

  • В том числе $65 млрд Каракас и PDVSA должны по облигациям. Все, кроме одного выпуска, находятся в дефолте.
  • PDVSA платит проценты только по облигациям с погашением в 2020 году, по которым обеспечением выступают 50,1% акций американской нефтеперерабатывающей компании CITGO (оставшиеся 49,9% CITGO находятся в залоге у «Роснефти»). В апреле PDVSA предстоит выплатить $71 млн по этим облигациям.
  • Также венесуэльское правительство должно $26 млрд России и Китаю, по данным IIF. Кроме того, у PDVSA есть долг перед «Роснефтью» в размере $5 млрд, следует из данных института.
  • Внешний долг Венесуэлы эквивалентен 738% ее годового экспорта, следует из данных IIF. Это более чем в четыре раза превышает средний показатель для развивающихся стран и является мировым рекордом.

Показания расходятся

Цифры IIF — выше тех, что публиковала PDVSA в январе 2019 года: компания тогда сообщила, что ее долг в 2018 году снизился на 5% и составил $34,6 млрд. IIF оценивает внешний долг PDVSA существенно выше — $63 млрд.

Задолженность PDVSA перед «Роснефтью» на конец 2018 года составляла только $2,3 млрд (а не $5 млрд, как утверждает IIF), сообщала российская компания, но этот показатель не учитывал проценты.

В целом IIF оценивает внешний долг Венесуэлы значительно выше, чем большинство экспертов. Так, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) считает, что совокупный внешний долг Венесуэлы на конец 2017 года составлял $100,3 млрд.

Шансы на реструктуризацию

Если к власти в Венесуэле придет лидер оппозиции Хуан Гуаидо, страна, скорее всего, рано или поздно будет реструктурировать свои внешние долги под контролем МВФ, утверждает CNBC. «Это будет одна из крупнейших и самых сложных реструктуризаций суверенного долга», — считает телеканал. При этом Гуаидо вряд ли нарушит долговые обязательства перед Китаем и Россией. «Правительства России и Китая знают, что они не вернут инвестиции, вложенные в Венесуэлу, пока Мадуро продолжает узурпировать власть. Мы, напротив, будем гарантией того, что долговые обязательства, законно заключенные моей страной, не будут аннулированы», — сказал Гуаидо в интервью РБК 1 марта.

«Венесуэла, судя по всему, переживает кризис неплатежеспособности, а не просто кризис ликвидности, поэтому любое правительство — Мадуро или Гуаидо — предложит держателям облигаций сравнительно низкий уровень возмещения потерь при реструктуризации, менее 30% от стоимости бумаг», — рассуждает Рэйчел Зимба. Просто обмена бумаг с заменой сроков погашения на более длинные будет явно недостаточно — понадобится списание номинала, говорит она.

Реструктуризации долга в краткосрочной перспективе мешают три обстоятельства: санкции США, которые делают невозможными переговоры с существующим режимом, возможное нежелание самого Мадуро реструктурировать долги и наличие крупных двусторонних кредиторов — России и Китая, которые неохотно пойдут на списания, объясняет она. Кроме того, есть еще фактор новейшего долга, который режим выпустил после роспуска Национальной ассамблеи (парламента) в 2017 году. «Этот долг, вполне возможно, будет считаться одиозным (то есть вообще не будет признан новым режимом в случае смены власти. — РБК)», — говорит эксперт.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Автор:
Иван Ткачёв

Источник

От Admin

Добавить комментарий