25 февраля 2012
В 1935 году, после того как Krupp получил заказ на производство своего прототипа, он модифицировал свою разработку, внеся всё самое лучшее, что было в прототипах других компаний. После дополнительных испытаний Krupp был готов начать производство первого Panzer IV Ausf A (Versuchkraftfahrzeug 622).
Первый Panzerkampfwagen IV Ausf A был построен в октябре 1937 года, а последний - марте 1938 года. Всего было построено 35 таких машин. Ausf A был пробным серийным прототипом, 5 машин было отправлено на дополнительные испытания, а 30 других принимали участие в боевых действиях вплоть до 1941 года.

Ausf B выпускался компанией Krupp-Gruson с апреля по сентябрь 1938 года. За этот период было выпущено 42 Ausf B.
В октябре 1938 года, дальнейшее совершенствование Panzer IV привело к появлению версии Ausf C, которая до августа 1939 года была выпущена в количестве 134 машин. Некоторые Ausf C оставались в использовании в боевых действиях до 1943 года. Поздние модели Ausf C имели более новый 12-ти цилиндровый двигатель Maybach HL 120 TRM, мощностью 300л.с. Этот двигатель стал стандартным для всех последующих версий Panzer IV.
В целом, ранние версии Ausf A/B/C были пробными, и использовались, главным образом, в испытательных и тренировочных целях. Некоторое количество также участвовало и в боевых действиях. С сентября 1940 по апрель 1941 года производилась следующая модификация - Ausf E (выпущено 233 машины).

В октябре 1939 года увидела свет следующая версия - Ausf D. Компания Krupp-Gruson выпускала её до мая 1941 года. Всего было выпущено 229 таких машин. Ausf D отличался новой формой передней бронеплиты корпуса (как у Ausf A) и новой орудийной манжетой. Panzer IV Ausf D стал первым, действительно серийным Panzer IV, и состоял на вооружении танковых частей до 1944 года.

С сентября 1940 по апрель 1941 года производилась следующая модификация - Ausf E (выпущено 233 машины). Ausf E стал первым из Panzer IV, на башне которого стали устанавливаться крепления для дополнительной амуниции (Gepack Kasten). Самым распространённым было размещать на башне и корпусе крепления для дополнительных топливных канистр. Ausf E отличался новой формой водительского визора, передних ведущих колёс и командирского купола.

С апреля 1941 по март 1942 года компаниями Krupp-Gruson, Vomag и Nibelungenwerke выпускался следующий вариант - Ausf F(F1). Было выпущено 487 таких машин. Ausf F1 стал последней модификацией Panzer IV, базировавшейся на коротком шасси и вооружённой 75мм. орудием L/24. В марте 1942 года 25 Ausf F1 были переоборудованы в Ausf F2. Ausf F имели новый дизайн башни, а также изменённые ведущие и дорожные колёса. Все Panzer IV Ausf A/B/C/D/E/F1 обозначались как Sd.Kfz.161 и были вооружены коротким 75мм. орудием L/24.

В марте 1942 года началось производство Ausf F2, а в мае того же года - Ausf G. Эти варианты использовали удлинённое шасси Panzer IV, и были вооружены более новым 75мм. орудием KwK 40 L/43 (которое было конкурентоспособно Советскому 76,2мм. орудию, установленному на Т-34). Впервые столкнувшись с этим танком в Северной Африке, англичане назвали его Mark IV Special, так как он превосходил по характеристикам всё, что тогда имели Англичане и Американцы. Кроме вооружения, Ausf F1 и Ausf F2 были идентичными. Установка нового орудия увеличила общий вес танков и уменьшила их максимальную скорость. Panzer IV, отправляемые в Северную Африку (1941-43г.г.), оснащались дополнительными тропическими фильтрами (Tp) и улучшенной системой вентиляции. За всё время было выпущено 200 Ausf F2 (включая 25, переделанных из Ausf F1) и 1275 Ausf G. Оба варианта обозначались как Sd.Kfz.161/1.

С марта 1943 года было собрано 412 дополнительных Ausf G, вооружённых 75мм. орудием KwK 40 L/48, имевших обозначение Sd.Kfz.161/2. Новое 75мм. орудие на Ausf G имело двойной дульный тормоз. Поздние модели Ausf G оснащались бронеюбками и были очень похожи на ранние Ausf H. Ausf G отличался упрощённой конструкцией башни и наличием дымогенераторов для постановки дымовой завесы.

В апреле 1943 года был разработан Ausf H. Он вооружался новейшей версией 75мм. орудия KwK 40 L/48 и тоже оснащался бронеюбками. Ausf H стал самой массовой модификацией Panzer IV. С апреля 1943 по июль 1944 года было произведено 3774 таких машины (компании Krupp-Gruson, Vomag и Nibelungenwerke). Ausf H отличался формой водительского визора и наличием крепежей для установки зенитного пулемёто MG34 и антены.


В июне 1944 года стартовала версия Ausf J, которая была очень похожа на предыдущую. Была проведена некоторая модернизация для упрощения производства (выхлопная система, подвеска). Её производство не прекращалось вплоть до марта 1945 года. За этот период компанией Nibelungenwerke было собрано 1758 машин. Все вариации Panzer IV имели электрический привод поворота башни, кроме Ausf J, в которой башня поворачивалась вручную. Поздние модели Ausf J имели стальные возвратные роллеры. Ausf H и Ausf J показали себя сильным оружием, когда управлялись опытными экипажами.
С марта по сентябрь 1944 года 97 танков Ausf H (включая несколько Ausf J) были переделаны в Panzerbefehlswagen IV (командирский танк). Другие 90 Ausf J, в период с июля 1944 по март 1945 года, были переделаны в Panzerbeobachtungswagen IV Ausf J (разведывательный танк).

В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У "Тигра" и "Пантеры", например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и "Шермана" башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году "Кромвель" так и не дотянул до "четверки", как, впрочем, и "Комета", выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный "Центурион".
Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B-1,43. Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа. Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом (противомагнитная окраска, от магнитных мин).
"Четверки" принимали участие в боевых действиях до последних дней войны, в том числе в уличных боях в Берлине. На территории Чехословакии бои с участием танков этого типа продолжались вплоть до 12 мая 1945 года. Согласно немецким данным, за время с начала Второй мировой войны по 10 апреля 1945 года безвозвратные потери танков Pz.lV составили 7636 единиц.

Первый Panzerkampfwagen IV Ausf A был построен в октябре 1937 года, а последний - марте 1938 года. Всего было построено 35 таких машин. Ausf A был пробным серийным прототипом, 5 машин было отправлено на дополнительные испытания, а 30 других принимали участие в боевых действиях вплоть до 1941 года.

Pz.Kpfw.IV Ausf.A на параде, 1938 год
Ausf B выпускался компанией Krupp-Gruson с апреля по сентябрь 1938 года. За этот период было выпущено 42 Ausf B.
В октябре 1938 года, дальнейшее совершенствование Panzer IV привело к появлению версии Ausf C, которая до августа 1939 года была выпущена в количестве 134 машин. Некоторые Ausf C оставались в использовании в боевых действиях до 1943 года. Поздние модели Ausf C имели более новый 12-ти цилиндровый двигатель Maybach HL 120 TRM, мощностью 300л.с. Этот двигатель стал стандартным для всех последующих версий Panzer IV.
В целом, ранние версии Ausf A/B/C были пробными, и использовались, главным образом, в испытательных и тренировочных целях. Некоторое количество также участвовало и в боевых действиях. С сентября 1940 по апрель 1941 года производилась следующая модификация - Ausf E (выпущено 233 машины).

Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года.
В октябре 1939 года увидела свет следующая версия - Ausf D. Компания Krupp-Gruson выпускала её до мая 1941 года. Всего было выпущено 229 таких машин. Ausf D отличался новой формой передней бронеплиты корпуса (как у Ausf A) и новой орудийной манжетой. Panzer IV Ausf D стал первым, действительно серийным Panzer IV, и состоял на вооружении танковых частей до 1944 года.

Pz.Kpfw.IV Ausf.D, Франция
С сентября 1940 по апрель 1941 года производилась следующая модификация - Ausf E (выпущено 233 машины). Ausf E стал первым из Panzer IV, на башне которого стали устанавливаться крепления для дополнительной амуниции (Gepack Kasten). Самым распространённым было размещать на башне и корпусе крепления для дополнительных топливных канистр. Ausf E отличался новой формой водительского визора, передних ведущих колёс и командирского купола.

Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год
С апреля 1941 по март 1942 года компаниями Krupp-Gruson, Vomag и Nibelungenwerke выпускался следующий вариант - Ausf F(F1). Было выпущено 487 таких машин. Ausf F1 стал последней модификацией Panzer IV, базировавшейся на коротком шасси и вооружённой 75мм. орудием L/24. В марте 1942 года 25 Ausf F1 были переоборудованы в Ausf F2. Ausf F имели новый дизайн башни, а также изменённые ведущие и дорожные колёса. Все Panzer IV Ausf A/B/C/D/E/F1 обозначались как Sd.Kfz.161 и были вооружены коротким 75мм. орудием L/24.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F
В марте 1942 года началось производство Ausf F2, а в мае того же года - Ausf G. Эти варианты использовали удлинённое шасси Panzer IV, и были вооружены более новым 75мм. орудием KwK 40 L/43 (которое было конкурентоспособно Советскому 76,2мм. орудию, установленному на Т-34). Впервые столкнувшись с этим танком в Северной Африке, англичане назвали его Mark IV Special, так как он превосходил по характеристикам всё, что тогда имели Англичане и Американцы. Кроме вооружения, Ausf F1 и Ausf F2 были идентичными. Установка нового орудия увеличила общий вес танков и уменьшила их максимальную скорость. Panzer IV, отправляемые в Северную Африку (1941-43г.г.), оснащались дополнительными тропическими фильтрами (Tp) и улучшенной системой вентиляции. За всё время было выпущено 200 Ausf F2 (включая 25, переделанных из Ausf F1) и 1275 Ausf G. Оба варианта обозначались как Sd.Kfz.161/1.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года
С марта 1943 года было собрано 412 дополнительных Ausf G, вооружённых 75мм. орудием KwK 40 L/48, имевших обозначение Sd.Kfz.161/2. Новое 75мм. орудие на Ausf G имело двойной дульный тормоз. Поздние модели Ausf G оснащались бронеюбками и были очень похожи на ранние Ausf H. Ausf G отличался упрощённой конструкцией башни и наличием дымогенераторов для постановки дымовой завесы.

Pz IV Ausf.G королевских ВС Румынии. Военный музей Бухареста
В апреле 1943 года был разработан Ausf H. Он вооружался новейшей версией 75мм. орудия KwK 40 L/48 и тоже оснащался бронеюбками. Ausf H стал самой массовой модификацией Panzer IV. С апреля 1943 по июль 1944 года было произведено 3774 таких машины (компании Krupp-Gruson, Vomag и Nibelungenwerke). Ausf H отличался формой водительского визора и наличием крепежей для установки зенитного пулемёто MG34 и антены.

Pz IV Ausf. H

Pz IV Ausf. H
В июне 1944 года стартовала версия Ausf J, которая была очень похожа на предыдущую. Была проведена некоторая модернизация для упрощения производства (выхлопная система, подвеска). Её производство не прекращалось вплоть до марта 1945 года. За этот период компанией Nibelungenwerke было собрано 1758 машин. Все вариации Panzer IV имели электрический привод поворота башни, кроме Ausf J, в которой башня поворачивалась вручную. Поздние модели Ausf J имели стальные возвратные роллеры. Ausf H и Ausf J показали себя сильным оружием, когда управлялись опытными экипажами.
С марта по сентябрь 1944 года 97 танков Ausf H (включая несколько Ausf J) были переделаны в Panzerbefehlswagen IV (командирский танк). Другие 90 Ausf J, в период с июля 1944 по март 1945 года, были переделаны в Panzerbeobachtungswagen IV Ausf J (разведывательный танк).

Pz IV Ausf. J, Россия, 1944
В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У "Тигра" и "Пантеры", например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и "Шермана" башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году "Кромвель" так и не дотянул до "четверки", как, впрочем, и "Комета", выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный "Центурион".
Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B-1,43. Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа. Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом (противомагнитная окраска, от магнитных мин).
"Четверки" принимали участие в боевых действиях до последних дней войны, в том числе в уличных боях в Берлине. На территории Чехословакии бои с участием танков этого типа продолжались вплоть до 12 мая 1945 года. Согласно немецким данным, за время с начала Второй мировой войны по 10 апреля 1945 года безвозвратные потери танков Pz.lV составили 7636 единиц.

Pz IV подбитый
Комментарии (29)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.